«Мне хотелось, чтобы о моей работе кто-нибудь когда-нибудь вспомнил: словом, делом. Чтобы моя работа не прошла просто мимо, без какого-то смысла»
Делюсь с Вами интереснейшим интервью с замечательным позитивным человеком, который провел более 20 000 тренировок, открыл свою школу обучения фитнесу в Беларуси, носит звание "Папа фитнеса в Беларуси" - Грантом Кешишьяном.
Автор: Мария Чумакова
С чего вы начали свою карьеру в фитнес индустрии?
Это было 16 лет назад и началось все в Минске. Мое знакомство с фитнесом началось в качестве клиента фитнес клуба. Тогда я даже и понятия не имел, что меня занесет в дальнейшем в эту индустрию в качестве профессионала.
Моя первая специальность – бухгалтер-экономист. Я получал высшее образование в Белорусском институте правоведения, по специальности «Экономическая деятельность». В 19 лет я поехал работать в Питер по профессии, не связанной с фитнесом. А когда вернулся, на заработанные деньги решил купить себе свой первый абонемент в самый крупный, на тот момент в Минске, фитнес клуб «Мир Фитнеса».
В фитнес клуб я начал ходить на групповые занятия, плюс занимался плаванием. И за 3-4 месяца я так влился в эти занятия, что ребята, которые там работали, зародили во мне мысль о том, чтобы начать работать в этой профессии. В Минске на тот момент никаких образовательных учреждений не было, поэтому я принял решение поехать в Москву и получить образование там.
Наверное, не каждый бы решился принять такое решение. Как встретила вас Москва?
В Москве я закончил сначала одни курсы, затем вторые. На тот момент это были краткосрочные дорогостоящие курсы. Уровень фитнеса отличался, конечно, от того, что есть сейчас. Вся информация тогда была закрытая и стоила больших денег. Я проходил обучение в одной из самых крупных (на тот момент) сетей «Планета Фитнес». И именно у них была такая серьезная академия фитнеса.
Пройдя два обучения в Москве, я вернулся в Минск. Но буквально через пару недель ко мне пришло предложение поехать на кастинг в Москву в сеть «Планета Фитнес». Они открывали новые филиалы и им требовались инструкторы. В эту сеть тогда мечтали попасть все, кто был в этой индустрии. Приезжали из разных городов России и стран СНГ, был очень большой конкурс. Но я решил поехать и попытать удачу. В кастинге принимало участие около 85 человек, длился он около 10 часов. Сначала 2 часа нужно было повторять движения за инструктором их сети, затем оставшиеся 30 человек показывали свои отрезки тренировочной программы, потом тестирование-собеседование, и затем оставалось 10 процентов от всех людей, которые принимали участие в кастинге. Так я попал в восьмерку тех, кого отобрали для работы в «Планета Фитнес». Это был 2004 год. Так я уехал на ПМЖ в Москву. С этого момента и началась моя серьезная карьера в этой индустрии.
Получается вы обучались и одновременно работали?
В академии тогда обучали инструкторов для работы в их же сети. Скажу честно, что обучение, которое мы тогда получили, было самое лучше за все 16 лет моей работы. Потому что они учили как себя и для себя. То обучение сплотило всех ребят, с которыми мы учились, и до сих пор мы все плотно общаемся: с кем-то я дружу, с другими- деловые отношения. Все находятся в разных городах и странах, но то обучение явилось фундаментом для развития каждого из нас.
Мы только обучались и не имели возможности работать без аттестации. Работать мы начали после 2-3 месяцев стажировки. Мы осваивали все групповые форматы, которые были на тот момент: танцевальные, силовые, пилатес, стретчинг, тае-бо. Нужно было пройти обучение на все эти форматы, но допускали до работы только к тем форматам занятий, по которым ты сдал все необходимые позиции. Там была стандартизация всех форматов занятий. То есть тренировку нельзя было вести как сам придумаешь, каждый формат был описан структурно.
Мы учились у лучших тренеров в фитнесе, которые сами имели возможность проходить обучение в иностранных компаниях. "Планета Фитнес" устраивала различные фитнес-конгрессы, куда приглашали европейских презентеров. И только там был доступ к какой-то литературе и видеокассетам с тренировками, так как тогда не было интернета и литературы в открытом доступе.
После обучения вы остались работать в Москве?
В Москве на тот момент приезжему человеку, да и плюс начинающему инструктору, было непросто. Нужно было снимать жилье, питаться и где-то работать. Платили на начальном этапе инструктору без опыта совсем не много для комфортного проживания в Москве. Плюс так как я – гражданин Беларуси, то и налоги компании нужно было платить за меня выше. В общей сложности я прожил в Москве чуть больше года и решил переехать.
Решили вернуться в Минск?
Нет, я переехал на ПМЖ в Санкт-Петербург. Мне поступило предложение оттуда. В общей сложности я прожил и проработал в Питере около 8 лет. То есть вся моя основная карьера как раз протекала там. Именно там я вырос и прошел все пути от инструктора до руководителя.
Я переехал в Питер с одной сумкой и сначала пошел работать не в то место, куда планировал. Но в любом случае надо было зарабатывать деньги на жизнь. Только через 2 года я попал в ту сеть, о которой изначально мечтал. Там я прошел путь инструктора групповых программ, персонального тренера, старшего тренера, руководителя подразделения. И как преподаватель я тоже начал обучать там. Первое свое обучение я провел как раз в Петербурге. Возможно, я и остался бы там жить навсегда, но по семейным обстоятельствам у меня не сложилось. После 5 лет проживания в Питере, я принял решение вернуться в Минск.
А не было у вас идеи стать лучшим в своей стране, имея за плечами такой опыт и знания в сфере фитнеса?
В 2010 году, когда я первый раз вернулся в Минск, я как раз и думал, что смогу тут построить отличную карьеру со своим опытом. Но я просто-напросто столкнулся с неким непониманием. Клубы были не готовы платить мне те деньги, которые я получал в России. Конечно, и уровень жизни здесь чуть пониже, поэтому и зарплаты ниже. Тогда я стал думать, куда я могу применить свои знания помимо работы фитнес инструктором.
Я решил провести свой первый фитнес фестиваль в Минске. Я пригласил для участия своих друзей, коллег из России и решил организовать фитнес конвенцию: мастер классы для работников фитнес индустрии.
Как мне кажется, это был самый лучший фитнес фестиваль из тех 11, что я провел за все эти годы. Но это был и самый провальный фестиваль. Тогда на него пришло 57 человек. Фитнес тогда был еще мало развит. Чтобы организовать первую конвенцию, мне пришлось продать машину, взять кредит в банке. В целом, после его проведения, у меня пропало желание что-либо делать в Беларуси. Было ощущение, что никому здесь ничего не надо.
Это и был тот момент, когда вы снова решили вернуться в Санкт-Петербург?
Да, так я и вернулся во второй раз в Питер, где прожил около трех лет. Вернулся работать в ту компанию, где и работал, когда первый раз жил там. Вернулся к работе инструктора. Что мне очень нравилось в Питере - это возможность развиваться, независимо от того, в какой должности я работал. Всегда было много информации, семинаров. Я в год проходил по 10-15 обучений, всегда развивался. Часть обучения мне оплачивала компания, какие-то я сам.
За все годы жизни в России я прошел сотни тренингов, которые в Беларуси пройти было бы просто негде. Я получил бесценный опыт и знания, которые последние семь лет и передаю на своих семинарах и курсах.
Вы говорили, что первый опыт преподавания у вас был в Питере. Расскажите про него.
Был клуб, в котором мы запустили образовательную программу. Там я провел свое первое обучение. Но глобально заниматься обучением я уже стал по возвращению из Петербурга, в 2013 году.
Почему тогда в конечном счете вы решили вернуться в Беларусь?
Я пришел к осознанию, что все что я мог получить от Петербурга, я получил. И мне хотелось делать уже что-то свое, я созрел для того, чтобы начать свой новый путь.
Но ведь многие годами работают инструкторами и у людей не возникает желания открыть что-то свое. Как вы считаете, для этого нужна какая-то особая бизнес-жилка или что-то другое?
Как мне кажется, это – теория поколений. Есть люди, которые выросли в те годы, когда их учили планировать жизнь, строить карьеру, жить стабильно, следовать по определённому пути. Но всегда есть те, кто больше за некую свободу и движение. Я изначально выбирал профессию, в которой у меня была бы некая свобода, возможность творить, создавать. Мне всегда хотелось делать то, что мне реально нравится. Я не хотел работать там, где мне будет не комфортно, не интересно. И самое главное – мне хотелось делать что-то полезное. Мне хотелось, чтобы о моей работе кто-нибудь когда-нибудь вспомнил: словом, делом. Чтобы моя работа не прошла просто мимо, без какого-то смысла.
Когда я шел в эту профессию, я не знал к чему она меня приведет. Но я точно знал, что хочу быть в этой сфере. И всегда жизнь подкидывала такие возможности, чтобы я по ступеньке шаг за шагом шел вперед и развивался здесь. Но и интересы внутри меня всегда менялись. То есть если сейчас мне сказать: «Грант, вернись проводить тренировки», то меня уже ни под каким предлогом не заманить. Потому что эту ступень я перешагнул, мне это просто не интересно. И на каждом этапе моей карьеры эти интересы менялись, но я старался всегда оставаться в этой индустрии. Я понимал, что не хочу уходить из фитнеса. Фитнес дает возможность разносторонне развиваться.
Сначала я развивался как инструктор, потом как руководитель среднего звена, затем я ушел в образование, после- как управленец. В каждый определённый этап жизни мне приходилось перестраиваться, получать новые знания, менять места работы, работать на кого-то, открывать свой бизнес, закрывать бизнес. Но в целом я понимаю, что я занимаюсь своим делом. Мне эта работа может не нравиться на 100 процентов, как она мне нравилась в первый день, но я точно понимаю, что я не хочу заниматься чем-то другим, я эту сферу продолжаю любить. Но я хочу добавить, что любая работа может превратиться в нелюбимую, если твой интерес к этой работе начинает гаснуть. А гаснет он, когда работы становится слишком много, когда целью становится не что-то глобальное, благое, а цель – деньги. Рано или поздно интерес будет гаснуть, глаза уже не будут так гореть. И мне кажется, что люди для которых ты делаешь свою работу, будут это чувствовать. Я всегда говорил, что в фитнесе может наступить такой момент, когда тебе становится не интересно. Поэтому, пока не поздно, надо найти возможность что-то поменять, либо уходить.
Конечно, когда ты долгое время работаешь в одной сфере, то сложно в один день все кардинально изменить. Если бы мне нужно было менять профессию спустя 16 лет, то я бы тысячу раз подумал, а что я еще могу делать в этой профессии. Ведь сколько нужно времени, чтобы стать профессионалом в новой сфере.
Но ведь не зарабатывая достаточно денег, даже на любимой работе, все равно долго не протянешь на одном энтузиазме?
Если то, что ты любишь не приносит тебе адекватного дохода, на который ты сможешь комфортно существовать, то в этом точно нет смысла. То есть это точно должен быть такой вид деятельности, направленный не только на удовольствие, но и на заработок. Для многих этот кайф от работы напрямую связан с получением хорошего заработка.
Когда вы возвращались в Минск окончательно, вы уже знали в чем именно хотите развиваться и куда двигаться?
Да, у меня была конкретная цель: организовать школу подготовки фитнес инструкторов и проводить мероприятия для фитнес сообщества.
Вы создали свою авторскую программу обучения?
Да, это собранный курс на основе моих личных знаний. Методическое пособие написано лично мной: это информация, которую я собирал на сотнях разных семинаров. Плюс каждый новый курс я эту программу обновляю и дополняю. Это материалы, проверенные на личном опыте, на опыте ребят-выпускников. Честно говоря, я долго шел к тому, чтобы начать преподавать. Мне все время казалось, что еще рано, что еще не хватает каких-то знаний. Даже получал второе высшее образование в Питере, потому что мне все казалось, что знаний недостаточно. Любой человек, который придет к тебе учиться, не должен усомниться в твоей компетентности. Поэтому я относился к этому очень серьезно и спустя 9 лет моей работы, я осмелился провести свой первый авторский курс.
Расскажите про ваши фитнес конвенции. Какая основная идея?
Основная цель: популяризация и развитие фитнес индустрии в Беларуси. Я приглашаю своих коллег, презентеров из России. Я понимаю, что фитнес индустрии нужно развитие. Мы и сейчас отстаем от фитнеса в Европе, России. Но раньше это была пропасть. Сейчас все меняется. Мы уже близко подошли к уровню фитнеса в России и даже ушли вперед некоторых стран СНГ.
Что касается обучения, то все сложилось на тот момент так, что в школу пришли преподавать отличные ребята со своими программами обучения, со своими учебными курсами. Мы создали учебный центр, запустили разные программы: комплексное обучение, пилатес, детский фитнес. Эти программы до сих пор существуют, работают, меняются.
Насколько я знаю, у вас есть опыт открытия своего фитнес клуба или вы были руководителем какой-то известной российской сети?
Понимая, что учебный центр должен где-то базироваться, нужна была платформа для обучения. Я понимал, что тут два варианта: договариваться с каким-то клубом, на базе которого постоянно будет вестись учебная деятельность, либо иметь свой клуб.
Изначально мы брали места в аренду, субаренду. Но потом я понял, что лучше иметь свой небольшой зал-студию. Мне как раз подвернулся зал напротив моего дома. Это был мой первый клуб, который я открыл в 2015 году. Мы сделали там сами ремонт, сделали все под себя. Затем я открыл еще несколько небольших залов. В этой сети работали наши преподаватели, выпускники, моя супруга.
В какой-то момент я продал все эти клубы в пользу одного большого проекта. Но это уже совсем другая долгая история…
Расскажите вкратце, очень интересно.
Должна была открываться российская сеть фитнес клубов «World Class». Мне предложили в ней должность фитнес директора. Я не мог одновременно быть руководителем своего фитнес клуба и руководителем этой сети. И я поставил все на этот новый проект. Но, так сложилось, что новая сеть так и не открылась. Свои клубы я продал и получилось, что вернулся на 3 шага назад.
После этого я вновь открыл свою небольшую студию. Но в Минск пришла уже другая крупная сеть фитнес клубов и мне предложили управлять этой сетью. Я опять продал свою студию и сделал ставку на новую сеть. И последние полтора года я работал управляющим сетью «X-Fit» в Беларуси. Я открывал в Минске этот клуб, сейчас он успешно работает. Наверное, это была последняя незакрытая галочка в моей карьере. Мне хотелось поставить некую точку и управлять большим проектом крупной компании, чтоб получить максимальные знания и информацию. Этот опыт я и получил: я открыл фитнес клуб "под ключ" и это стало последней точкой в моей карьерной лестнице.
Очень интересный опыт. Но в итоге сейчас вашей главной деятельностью является ваша школа обучения?
Да, я вернулся к тому, что люблю и хочу делать. Я понял, что больше всего мне нравится заниматься обучением и образованием в этой сфере. Мне нравится делиться знаниями, проводить семинары, тренинги. Мне не нравится работать на кого-то, не нравится работать с кем-то и под чьим-то руководством, мне нравится учиться у этих людей, но я понял, что я - человек, который готов работать только на себя, который может позволить себе делать то, что он реально хочет и то, что считает нужным. Конечно, я пришел к этому только побывав на разных позициях. И даже если в дальнейшем что-то будет меняться, то я уверен на 200 процентов, что все так или иначе будет связано с фитнесом.
Сейчас учебный центр уже работает не со стопроцентным моим участием. Есть команда ребят, которые работают в центре, есть имя школы, а я пытаюсь искать себя дальше, делать то, что мне интересно.
Сейчас непростое время для всего мира фитнеса, приходится подстраиваться под нынешние реалии пандемии.
Я стараюсь сейчас больше уходить в онлайн, искать различные варианты развития тут. У меня есть свой youtube канал, где я рассказываю о развитии фитнеса в различных странах, в которых я побывал сам. Я активно веду свой Instagram, провожу много полезных прямых эфиров. Мне нравится, что эта профессия связана с коммуникацией, общением с людьми, передачей эмоций одного человека другому. Наверное, именно по этой причине эта профессия не превращается в рутину, которая накрывает любого человека через 3-5 лет.
Сейчас я смотрю на свой 16-летний опыт, на всех, с кем я начинал: многих уже нет в этой профессии. Многие работники этой индустрии до сих пор не знают куда двигаться дальше. Начинают с тренера и заканчивают работать тренером. Многие действительно видят себя только тренером и не хотят менять что-то. Они добились максимума в тренерстве, тренируют звезд шоу-бизнеса, получают большие деньги за тренировки.
Текучка в этой профессии большая. Не только потому, что люди перегорают и устают, или не могут самореализоваться: это физически и психологически тяжёлая профессия. Не каждый справляется с таким объемом нагрузки. Но кто в этой профессии зацепился, тот – надолго.
Сейчас все думают, что же будет с фитнесом в нынешней ситуации. На мой взгляд, выживут те, кто силен в этой профессии, кто эту профессию выбрал своим основным видом деятельности. У меня есть примеры, когда мои коллеги получали серьезные травмы и не могли вести эту деятельность, им приходилось кардинально менять сферу.
Кризис переживет тот, кто в этой профессии неслучайно, кто психологически силен.
Поддерживали ли Ваши родители Вас, когда вы решили идти этим путем?
Я могу сказать, что у меня не было ни запретов, но и сильной поддержки я тоже не ощущал. Мама не была против, но просила не бросать основную учебу в экономической сфере. Я могу сказать, что мое экономическое образование в какие-то периоды жизни мне помогало. Особенно в тот период, когда я пошел в управление. Я всегда был далеко от родителей, так как в основном учился и жил в России. В начале моего пути были сомнения у моих друзей и людей, которые не имели информации об этой профессии на предмет ее серьезности. Но я считаю, что если построить поэтапную систему саморазвития, то есть все шансы развиваться в фитнес индустрии.
Скажу честно, были периоды, когда хотелось все бросить, когда был нужен полный перезагруз. Могу сказать, что если ты не на своем месте и не получаешь удовольствия от самого процесса, то никакие большие деньги тебя не удержат. Ты просто будешь перегорать.
Были и такие случаи, когда люди после 40 лет меняли свою жизнь кардинально и приходили учиться на фитнес инструкторов. Я всегда говорил своим выпускникам: «Если в понедельник с утра ты смотришь на часы и думаешь о том, чтобы поскорее пойти на работу, радуйся: ты занимаешься своим любимым делом».
Сейчас все больше молодых людей, которые прислушиваются к себе и занимаются своим любимым делом. Да, раньше в большей степени нам навязывали то, что нужно делать и чем заниматься. Наше время детей учат тому, что им нравится и пригодится в жизни. Сейчас уже в 12 лет ребенок может иметь какую-то профессию, есть возможность учиться удаленно в любом институте в мире.
Хочу задать свой любимый вопрос: «Что для вас счастье?».
Мне кажется, что счастье – это когда тебя понимают: когда люди, с которыми ты находишься рядом, поняли тебя: поддержали, похвалили, оценили то, что ты делаешь. Если буду счастлив я, то будут счастливы люди вокруг меня. Мои ошибки зачастую были в том, что я пытался сделать счастливыми людей вокруг себя, не будучи счастлив до конца сам. Не быть счастливым и учить быть счастливым - тоже не очень логично. Для меня очень важно, чтобы меня понимали.